Аэробика. Комплексы упражнений.
учебно-методический материал по музыке по теме
Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, координацию движений. Комплексы упражнений должны быть доступны детям, музыка соответствовать характеру, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии. В процессе занятий дети приобретают уверенность, что позволяет им в дальнейшем без боязни принимать участие в спортивных играх и соревнованиях. Разученные комплексы включаются в праздники и развлечения, как показательные выступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аэробика.Комплексы упражнений. | 20.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аэробика с мячами.
- Комплекс упражнений «Двигаемся вместе»
- И. п. – стоя руки перед собой. Ходьба на месте. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя руки перед собой. Ходьба с продвижением вперед, затем назад. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – выпад в правую сторону, левая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Поднять руки вверх, потянуться, поставив левую ногу на носок. Повторить 4 раза.
- И. п. – выпад в левую сторону, правая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Поднять руки вверх, потянуться, поставив правую ногу на носок. Повторить 4 раза.
- И. п. – стоя руки перед собой. Ходьба с продвижением вперед, затем назад. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя руки перед собой. Правую ногу поставить на пятку и потянуть носок на себя, руки положить на колено. То же самое с левой ногой. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки вверх, потянуться, как можно выше.
- И. п. – стоя, руки свободно, ходьба на пятках 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки внизу. Слегка согнуть колени, сделать вдох и потянуться вверх. Вернуться в и. п. сделать выдох. Выполнить 4-6 раз.
1.2. Комплекс упражнений «Сильные ноги»
- И. п. – стоя, поочередно поднимаем колени вверх, руки притягиваем к поднятому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя выполняем прыжки на месте. Выполнить 10-12 раз.
- И. п. – стоя, поочередно поднимаем колени вверх, руки притягиваем к поднятому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Топаем ногами и хлопаем руками, выполняя приставной шаг вправо-влево. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Поочередный вынос ноги вперед, как бы делая удар ногой вперед. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Бег на месте с выносом прямых ног вперед. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, поочередно поднимаем колени вверх, руки притягиваем к поднятому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Поочередный вынос ноги вперед, как бы делая удар ногой вперед. С выносом прямых рук вперед. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Бег на месте. 20-30 секунд.
1.3. Комплекс упражнений «Маленький дельфин» (растяжка и отдых)
- И. п. – лежа на животе, подбородок на полу, руки и ноги вытянуты. Тянемся всем телом от кончиков пальцев рук до носков ног. 20-30 секунд.
- И. п. – то же, слегка приподнять ноги и поводить ими в воздухе, как рыбка хвостиком. Выполнить 4 раза.
- И. п. – опереться на ладони рук и носки ног, таз слегка приподнят. Выполнить 4-6 раз отжимание на руках.
- И. п. – то же, Поочередно тянем ноги, опускаем правую ногу на пятку и задерживаемся на 5 секунд. Затем то же выполняем левой ногой. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, наклонившись к ногам, поочередно тянем носки ног на себя, помогая руками. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки внизу. Слегка согнуть колени, сделать вдох и потянуться вверх. Вернуться в и . п. сделать выдох. Выполнить 4-6 раз
- И. п. – сидя, парами друг напротив друга взявшись за руки. Поочередно тянем друг друга на себя, стараясь не сгибать колени. Выполнить 6-8 раз.
1.4. «Разминка Радуга-дуга» (с цветными лентами)
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – выпад в правую сторону, одновременно двумя руками взмах вверх, вниз. Повторить 4 раза.
- И. п. – то же. Потянуть левую ногу, опустив ее на пятку и задержаться на 5-10 секунд. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – выпад в левую сторону, одновременно двумя руками взмах вверх, вниз. Повторить 4 раза.
- И. п. – то же. Потянуть правую ногу, опустив ее на пятку и задержаться на 5-10 секунд. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки свободно, импровизируем. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон вниз, коснуться руками пола, затем вернуться в и. п. руки можно поднять вверх. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки вверху. Ходьба на носочках 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки вверху. Ходьба на пяточках 20-30 секунд.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
1.5. Комплекс упражнений «Быстрые ноги»
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Бег на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Поочередный вынос прямых ног вперед. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Поочередный выполнять захлест голени назад. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки скрещивая ноги, на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки с поворотами обоих ступней вправо-влево, на месте. Темп быстро – медленно – быстро. (Твист). 4 – 4 – 4 раза.
1.6. Комплекс упражнений «Веселые мячики»
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками перед собой. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками, наклоняясь вниз. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками, поворачиваясь вправо-влево. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки вверху, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук головы. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук у носа. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук у пола. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание правой рукой, затем левой рукой. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание правой ногой, затем левой ногой. 20-30 секунд.
9.. И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками, наклоняясь вниз. 20-30 секундИ. п. – стоя руки согнуты в локтях. Бег на месте.
1.7. Комплекс упражнений «Пусть сад цветет!»
(С гимнастическими палками)
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, живот убрать, спина прямая. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 6-8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Наклониться вперед, положить палку на пол и выполнить рывки руками, наклонившись вперед 4 раза; выпрямиться выполнить рывки руками перед грудью, слегка сгибая колени 4 раза; поднять руки вверх, затем наклониться вперед и вернуться и. п.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, Палку держим в руках перед грудью. Выполнять 2 приставных шага вправо, затем влево. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Наклониться вперед, положить палку на пол и выполнить рывки руками, наклонившись вперед 4 раза; выпрямиться выполнить рывки руками перед грудью, слегка сгибая колени 4 раза; поднять руки вверх, затем наклониться вперед и вернуться и. п.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, отрывая, ее от пола. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Наклониться вперед, положить палку на пол и выполнить рывки руками, наклонившись вперед 4 раза; выпрямиться выполнить рывки руками перед грудью, слегка сгибая колени 4 раза; поднять руки вверх, затем наклониться вперед и вернуться и.п.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, Палку держим в руках перед грудью. Выполнять 2 приставных шага вправо, затем влево. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги вместе, руки с палкой поднять вверх, ходьба на носках. 20-30 секунд.
1.8. Комплекс упражнений «Клад в земле»
- И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Ходьба на месте, колени разводим слегка в стороны во время ходьбы. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Выполняем полуприседания, руки, опуская вниз. 6-8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок, поднимая руки вверх. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Ходьба на месте, колени разводим слегка в стороны во время ходьбы. 20-30 секунд.
- И. п. – выпад в правую сторону, левая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Махи руками, имитируя копание лопатой. Повторить 6-8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок, поднимая руки вверх. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях. Прыжки на двух ногах на месте или вокруг себя.
- И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Ходьба на месте, колени разводим слегка в стороны во время ходьбы. 20-30 секунд.
- Выполнить приседание.
1.9. Комплекс упражнений «Пузырьки»
И. п. – сидя, обхватив колени руками. Лечь на спину, руки положив за голову, отрывать плечи от пола, ноги согнуты в коленях. Выполнить 4 раза.
- И. п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях. Тянем правое плечо к левому колену, затем наоборот левое плечо к правому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя, ловить воображаемые пузырьки. 20-30 секунд.
- И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Подтянуть их к груди. 8 раз.
- И. п. – лежа на спине, ноги слегка согнуты в коленях и приподняты вверх. Отрываем таз от пола. Выполнить 8 раз.
- И. п. – лежа на спине, руки и ноги вытянуты. Тянемся всем телом от кончиков пальцев рук до носков ног. 20-30 секунд.
Текст книги «Методика совершенствования исполнительского мастерства в спортивной аэробике»
Спортивная аэробика – перспективный вид спорта гимнастической направленности. Она является сплавом общеразвивающих и танцевальных упражнений из аэробики и спортивных танцев, элементов и движений из художественной, спортивной гимнастики и акробатики. Поэтому специалисты по спортивной аэробике могут пользоваться научно-методическими разработками, имеющимися в гимнастике. Однако спортивная аэробика имеет специфические особенности – это сложная координация движений, быстрый темп исполнения, четкость, резкость движений, выразительность исполнения и др. В связи с этим необходимо обеспечить тренировочную и соревновательную деятельность научно обоснованными данными и методическими рекомендациями с учетом специфики данного вида спорта.
Одним из важных аспектов, который требует освещения, является методика анализа, построения и совершенствования соревновательных программ, так как в последнее время тенденцией развития вида спорта является повышение уровня исполнительского мастерства, в частности растет роль артистизма и выразительности исполнения. При составлении программ тренеры опираются на ряд общих принципов и закономерностей построения упражнений в гимнастике, а также на специальные требования в соответствии с правилами соревнований. В кодексе оценок по спортивной аэробике (2005–2008 гг.) эти требования носят общий характер и кратко раскрывают содержание оценки за артистичность (за «хореографию программы»). В связи с этим возникают трудности в однозначном понимании терминов, использовании их при построении и коррекции соревновательных упражнений в тренировочном процессе по спортивной аэробике.
В учебно-методическом пособии изложены результаты исследований авторов, в которых предлагается оценка и коррекция соревновательных программ солистов в этом виде спорта. В нем представлен практический опыт в выявлении показателей количественной оценки эстетического компонента исполнительского мастерства в спортивной аэробике. Выделены движения и действия, которые носят характер выразительности и артистичности. Разработаны модельные характеристики содержания индивидуальных соревновательных программ для совершенствования уровня исполнительского мастерства.
В пособии дана систематизация средств соревновательных упражнений, определены структурные группы и приведены варианты выполнения элементов. Однако предложенный перечень не претендует на исчерпывающий вариант и не относится к законченной классификации элементов в упражнении.
ГЛАВА I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ
1.1. Становление спортивной аэробики как вида спорта
Аэробика, как направление ритмопластических систем, за последние годы приобрела широкую популярность. Она используется, в первую очередь, как оздоровительная система физического воспитания; как средство общефизической подготовки спортсменов и, наконец, проявляется как вид спорта.
В методической литературе обозначено три направления аэробики: 1) оздоровительная; 2) прикладная; 3) спортивная [15]. Некоторые авторы дополнительно выделяют еще и детскую спортивную аэробику [5].
В настоящее время аэробика как спортивная дисциплина гимнастики получила международный статус и завоевала популярность в обществе. Стремительность становления этого вида спорта можно проследить по ключевым точкам развития. Первые неофициальные соревнования прошли в 1984 году в Нью– Орлеане в рамках международной выставки «Физкультура и спорт», а официальные соревнования, в которых приняли участие спортсмены 16-ти стран – в 1990 году в США (Сан-Диего). По инициативе Говарда и Карен Шварц было избрано Международное правление для того, чтобы создать союз ИКАФ – Международной федерации спортивной аэробики. В 1990 году был создан Европейский союз аэробики. В 1991 году под руководством Ларисы Сидневой создается Федерация аэробики России. Далее события разворачиваются еще стремительнее. В 1994 году на ежегодной встрече правление ФИЖ выдвинуло предложение о принятии спортивной аэробики в качестве нового направления этой международной организации, далее – признание Международной ассоциацией спортивных федераций. В 1995 году состоялся 1-й чемпионат мира в Париже (158 участников). Данные этапы развития и становления спортивной аэробики указываются в работах многих авторов [15, 16]. В дальнейшей перспективе развития спортивной аэробики (СА) – включение в программу Олимпийских игр.
С развитием вида спорта совершенствуются и правила соревнований. На сегодняшний день в спортивной аэробике существует несколько вариантов правил соревнований, имеющих как общие положения, так и различия в требованиях к соревновательной программе и критериям оценивания разных ее параметров (рис. 1).
Рис. 1. Версии правил соревнований по спортивной аэробике
В России соревнования проходят по двум направлениям: ФИСАФ (Международная федерация спортивной аэробики и фитнеса), ФИЖ.
Соревнования, проходящие по версии ФИЖ, включают в себя пять программ: индивидуальные выступления мужчин и женщин, выступление смешанных пар, троек и групп (в любом сочетании мужчин и женщин). В комбинации длительностью 1 мин 45 с спортсмены должны продемонстрировать следующие элементы: прыжки, махи, упражнения на равновесие, гибкость, силовые элементы динамического и статического характера. Оценка выставляется за артистичность, исполнение и сложность упражнения.
Отличие версии правил соревнований ФИСАФ состоит в том, что в программу должны быть включены два типа обязательных упражнений. К первому типу относят обязательные упражнения: махи, упражнения на силу мышц брюшного пресса, прыжки в стойку ноги врозь – ноги вместе (по четыре раза каждое движение). Второй тип обязательных упражнений – это элементы, выбираемые спортсменами из перечня, предложенного организаторами соревнований. Судьи оценивают в баллах артистичность и исполнительское мастерство спортсменов. Соревнования данной версии исключают выступление групп.
1.2. Понятие термина «аэробика»
Для более полной характеристики вида спорта обратимся к понятиям «спортивная аэробика» и «аэробика».
Впервые термин «аэробика» был введен доктором Кеннетом Купером – известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Свою оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов, которая в первозданном виде создавалась для военных, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал «аэробикой». В своих работах К. Купер отмечает, что аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. По данным автора, к основным видам физических упражнений, обладающих наилучшим аэробным оздоровительным потенциалом, относятся упражнения на выносливость в небольшом темпе, а именно бег на лыжах, плавание, бег, езда на велосипеде, ходьба. К менее традиционным видам упражнений, по мнению К. Купера, относятся катание на роликах, гандбол, баскетбол, теннис, верховая езда и ритмическая гимнастика (аэробные танцы) [16].
Сегодня «аэробика (оздоровительная)» – это одно из направлений физкультурно-оздоровительных фитнес-программ, построенных на сочетании разнообразных гимнастических упражнений с элементами танцев под современное музыкальное сопровождение и направленные на развитие аэробных возможностей организма [5, 15, 16].
Что же касается аэробики, как спортивной дисциплины гимнастической направленности, то использование термина «аэробика» с физиологических позиций не приемлемо. Так как научно доказано, что соревновательные упражнения в СА характеризуются околопредельной мобилизацией функций сердечно-сосудистой системы (ЧСС 187–190 уд/мин) и выраженным участием анаэробных источников энергетического обеспечения.
В «Кодексе оценок по спортивной аэробике» (ФИЖ, 2005) дано следующее определение понятию «спортивная аэробика»: «это умение показывать продолжительные движения с высокой интенсивностью под музыку, происходящие из традиционных аэробических движений» [4].
Эти движения заимствованы из ритмических африканских и латиноамериканских танцев. Однако помимо танцевальных движений в соревновательном упражнении используются элементы сложности из спортивных видов гимнастики. Например, из художественной гимнастики СА позаимствовала прыжки, равновесия, повороты, из спортивной гимнастики – элементы динамической силы и гибкости, из спортивной акробатики – элементы статической силы, поддержки, пирамиды. Соответственно СА возникла на стыке нескольких видов спорта гимнастической направленности и является сплавом танцевальных упражнений и достаточно сложных элементов и движений.
Так, именно гимнастика определила спортивное направление аэробики и явилась базой для ее развития. Однако СА присущи свои особенности выполнения элементов, движений и действий, что приводит к модификации гимнастических упражнений и созданию новых оригинальных элементов. В соответствии с этим требуется разработка различных методик для тренировочного процесса, учитывая специфические особенности данного вида спорта.
1. В настоящее время аэробика как спортивная дисциплина гимнастики получила международный статус и завоевала популярность в обществе.
2. В спортивной аэробике существует 4 направления (ФИЖ, АНАК, СУДЗУКИ, ФИСАФ), имеющие как общие положения, так и различия в требованиях к соревновательным программам и критериям оценивания разных параметров. Однако приоритетными направлениями в России являются ФИЖ и ФИСАФ.
3. Спортивная аэробика (аэробическая гимнастика) – это современный, молодой вид спорта, возникший как сплав и дальнейшая модернизация общеразвивающих, танцевальных упражнений и достаточно сложных элементов из спортивной и художественной гимнастики, акробатики и других видов спорта, выполняемых под музыкальное сопровождение.
4. В связи с молодостью данного вида спорта необходимо обеспечить тренировочный процесс, соревновательную деятельность научно обоснованными данными и методиками, которые раскрывали бы специфику спортивной аэробики.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Укажите направления аэробики существующие в настоящее время.
2. В каком году прошли первые международные неофициальные соревнования по спортивной аэробике?
3. В каком году прошли первые официальные международные соревнования по спортивной аэробике?
4. В какой стране прошли первые официальные соревнования по спортивной аэробике?
5. В каком году была создана Федерация аэробики России?
6. В каком году состоялся первый чемпионат мира по спортивной аэробике?
7. В каком городе состоялся первый чемпионат мира по спортивной аэробике?
8. Назовите программы выступлений на соревнованиях по версии ФИЖ?
9. Кем впервые введен термин «аэробика»?
10. Из каких видов гимнастики используются элементы трудности (сложности) в спортивной аэробике?
Задания по выполнению самостоятельной работы (письменный и устный отчет)
1. Опишите основные эстетические требования, регламентированные правилами соревнований в спортивной аэробике и в своем виде спорта.
2. Дайте характеристику основным понятиям, характеризующим качество исполнительского мастерства в своем виде спорта.
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
В технико-эстетических видах спорта основным средством ведения спортивной борьбы являются соревновательные упражнения. В спортивных видах гимнастики это различные комбинации, которые выполняются в стандартных условиях и отличаются танцевальностью, отсутствием объективного количественного критерия оценки, условностью пластики движений, подчиненных эстетическим закономерностям. Так, например, в одном из видов многоборья в спортивной гимнастике соревновательным упражнением являются вольные упражнения. Они представляют собой синтез общеразвивающих упражнений, элементов акробатики, хореографии, художественной гимнастики и музыкального сопровождения [1].
В художественной гимнастике соревновательными упражнениями являются классификационные произвольные комбинации. Основное содержание комбинаций – это упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Они носят спортивный характер и отличаются естественностью, красотой формы, пластичностью, эмоциональностью и выразительностью [19].
В СА это соревновательная программа, которая представляет собой сплав общеразвивающих, танцевальных упражнений и достаточно сложных элементов из спортивной и художественной гимнастики, акробатики и других видов спорта, выполняемых под музыкальное сопровождение. Однако соревновательное упражнение в этом виде спорта имеет и свои специфические особенности [13,14, 15].
2.1. Особенности и современные тенденции соревновательных программ в спортивной аэробике
Под соревновательной программой в СА понимается произвольное упражнение, которое состоит из комплекса различных соединений аэробических движений (базовые аэробные шаги, их разновидности с движениями рук), элементов сложности и различных переходов и соединений. В настоящее время комплекс различных «кусков аэробических движений» и элементов сложности выполняется с высокой интенсивностью, под быструю ритмичную музыку и на высоком эмоциональном фоне. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью, законченностью отдельных действий и соединений. Так, характерная особенность соревновательного упражнения в СА – это динамичность исполнения соревновательных программ.
Большинство элементов сложности заимствованы из спортивных видов гимнастики. Например, многие прыжки взяты из вольных упражнений спортивной и художественной гимнастики. Из спортивной акробатики и спортивной гимнастики в соревновательных программах применяются упоры, перекаты, акробатические повороты, круги ногами и перемахи, а в групповых упражнениях – пирамиды и поддержки.
Отжимания как элемент сложности являются специфическими упражнениями для СА. В то же время стремительность развития этого вида спорта диктует свои тенденции, в частности модификации элементов сложности и возникновение новых авторских элементов. Сказываются также и специфические отличия данного вида спорта от других спортивных видов гимнастики. К ним относятся высокий темп исполнения, «аэробный» стиль (резкость, четкость), наличие запрещенных элементов и деталей (прогибы, наклоны назад – в равновесиях, в прыжках и др.), высокие требования к координации движений руками и ногами. Эти особенности влияют на исполнение элементов, движений и соревновательного упражнения в целом. Возникает вопрос: в чем конкретно проявляются перечисленные особенности? Приведем примеры их проявления: ограниченность временных отрезков выполнения отдельных движений; ограниченность поз, движений частями тела; резкость движений; большая амплитуда движений; точность исходных и конечных положений и т. д.
В настоящее время также необходимо отметить тенденцию роста сложности соревновательных программ; поиск новых оригинальных сверхсложных элементов либо их комбинаций; поиск новых идей построения оригинальной хореографии программ и выразительных движений, отвечающих за критерий артистичность.
2.2. Структура соревновательной программы в спортивной аэробике
В упражнении по спортивной аэробике должны демонстрироваться семь базовых аэробных шагов в различных их сочетаниях и элементы сложности (отжимания, круги и перемахи ногами, «геликоптеры», свободные падения, прыжки, упоры, равновесия, повороты и элементы гибкости. Наряду с высокой степенью совершенства, непрерывностью выполнения и хорошей интенсивностью все эти элементы и движения должны быть оформлены в единую гармоничную комбинацию. Единство и гармония достигается с помощью движений, таких как переходы и соединения, средства оформления, танцевальные движения и другие, и их распределения в программе во времени (рационального сочетания сложных и простых элементов) и в пространстве (баланс между элементами, выполненными в «партере», стоя и с фазой полета). Это требование, отвечающее законам композиции – нарастания и контраста, относится к построению программы, т.е. к ее композиции. Таким образом, представим структуру соревновательной программы в СА (рис. 2).
Рис. 2. Структура соревновательной программы
Содержание индивидуальной соревновательной программы, под которой понимается вся совокупность элементов, движений, действий в упражнении, включает в себя элементы сложности (трудность программы) и те движения и действия, которые связывают элементы сложности между собой, создавая целостную законченную комбинацию, т. е. хореографию программы (рис. 3).
Рис. 3. Содержание индивидуальной соревновательной программы
Обратимся более подробно к количественному и качественному составу соревновательных программ у высококвалифицированных спортсменов [11].
2.3. Содержание индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике
Наши исследования показали, что содержание индивидуальных соревновательных программ у высококвалифицированных спортсменов отличается разнообразием. В ходе педагогических наблюдений и изучения специальной литературы были выделены показатели, которыми можно охарактеризовать содержание и композицию соревновательных программ солистов в спортивной аэробике (табл. 1).
Каждый единичный показатель отнесен к определенной группе, в соответствии с требованием по оцениванию артистичности [4]. Так, выделено 24 единичных показателя и объединенных в 6 групп показателей.
Группа элементы сложности – это обязательные элементы трудности и их комбинации (соединение двух элементов) в программе.
Пространство характеризует умение сбалансировано использовать соревновательную площадку (включая как перемещения, так и все уровни пространства).
Спортивное специфическое содержание отражает наличие разнообразных соединений традиционных аэробных движений и присутствие оригинальных переходов и соединений. В эту группу входят следующие показатели: базовые шаги, элементы малой акробатики, прыжки оформления, переходы.
При постановке упражнений немаловажное значение имеет использование средств оформления. К ним относятся движения головой, рукой и туловищем.
Группа музыкальное соответствие отражает «пригодность» музыки, т. е. сочетание движений и музыки. Музыка должна быть адаптирована к спортивной аэробике. Передвижения должны выполняться в соответствии со стилем, темпом и структурой музыки.
Показатели этой группы – акцентная точка, танцевальные движения, сюжетные элементы, темп музыки и изменение ритма.
Показатели, определяющие содержание и композицию индивидуальных соревновательных программ
В СА спортсмен должен обладать способностью выполнения физической работы на высоком уровне функционирования сердечно-сосудистой системы, т. е. отвечать критерию интенсивности исполнения программы. Данную группу характеризует темп исполнения. Показатель рассчитывается по формуле адаптированной нами к специфике спортивной аэробики:
Т = Σдв / t,
где Т – темп исполнения; Σдв – сумма количества движений (элементов сложности, базовых шагов, элементов малой акробатики, прыжков оформления, переходов, танцевальных движений и сюжетных элементов); t – продолжительность упражнения.
Анализ соревновательных упражнений солистов различной квалификации позволил выявить количественные показатели соотношения времени выполнения движений в программе. Средняя продолжительность программы варьируется в зависимости от возрастной категории – юноши, юниоры, взрослые, что соответствует требованиям современных правил соревнований. Например, у взрослых она составляет 102,7 с. Из них в среднем 60,2 с (58,6 %) приходится на базовые шаги и их разновидности. На переходы и малую акробатику отводится в среднем 19 с (18,5 %). Прыжки оформления занимают 2,1 с – 2 %, а элементы сложности – от 3 до 7 с (2,8 – 6,5 %). Танцевальные движения и сюжетные элементы имеют оформительский характер и выполняются в среднем за 3,2 с (3,1 %).
В итоге в среднем на элементы сложности требуется 18 %, остальное время (82 %) занимают базовые шаги, прыжки оформления, переходы и соединения, танцевальные и сюжетные движения (рис. 4). Так, основное содержание соревновательных комбинаций в СА составляет хореография программы.
Рис. 4. Соотношение времени содержания упражнений у высококвалифицированных спортсменов
(1 – элементы сложности, 2 – хореография программы)
При сравнении комбинаций с чемпионата мира (2002) и чемпионата Сибирского федерального округа РФ (2005, 2006) по спортивной аэробике было установлено, что в соревновательных программах спортсменов, участвовавших в чемпионате СФО РФ, практически отсутствуют сюжетные элементы, однако появились выразительные движения головой и сочетания элементов сложности. Это, видимо, связано с тем, что появляются новые детали техники при выполнении элементов сложности, новые оригинальные движения, носящие характер оформления, а также изменяются требования к содержанию программы.
Внимание! Это не конец книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!
Страницы книги >> 1
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Оплатили, но не знаете что делать дальше?
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/01/18/aerobika-na-zanyatiyah-horeografii
Источник https://iknigi.net/avtor-elena-pozdeeva/105252-metodika-sovershenstvovaniya-ispolnitelskogo-masterstva-v-sportivnoy-aerobike-elena-pozdeeva/read/page-1.html
Источник